Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Лицензии на отходы в 2016 г.

1

Раздельный сбор отходов

Транспортировка отходов

Обработка отходов

Утилизация отходов

Обезвреживание отходов

Размещение отходов

 

Законы про отходы 

Проведение года экологии 2017 (скачать)

404-ФЗ О продление лицензирования деятельности по обращению с отходами (скачать)

Федеральный закон № 89-ФЗ (скачать)

Федеральный закон № 458-ФЗ (скачать)

Положения о лицензировании отходов 1-4 классов опасности (скачать)

Формы документов для лицензирования отходов 2016 (скачать)

Переходный период для оформления лицензий на отходы (скачать)

Правила обращения с ТКО (скачать)

Порядок конкурсного отбора региональных операторов (скачать)

Переходный период для создания региональных операторов (скачать)

Содержание территориальных схем управления отходами (скачать)

Критерии определения категорий объектов ОВОС (скачать)

Постановка на государственный учет объектов ОВОС (скачать)

Стратегическая экологическая оценка объектов ОВОС (скачать

Основы ценообразования в сфере обращения с отходами (скачать)

Порядок возмещения расходов на переработку отходов (скачать)

Порядок определения нормативов накопления отходов (скачать)

Перечень продукции подлежащей обязательной утилизации (скачать)

Действующая редакция ФККО (скачать)

РОСТТЕХ. Все права защищены.

Презентации по отходам

Минприроды-Реализация 458-ФЗМинприроды-Реализация 458-ФЗ

Минприроды-Ведомственные НПАМинприроды-Ведомственные НПА

Кушнир-ЛицензированиеКушнир-Лицензирование

РПН ЮГРА-ЛицензированиеРПН ЮГРА-Лицензирование

ФС Росприроднадзора-ГКОФС Росприроднадзора-ГКО 

ЦСР-Стратегические задачиЦСР-Стратегические задачи 

Кушнир-Территориальная схемаКушнир-Территориальная схема

Гидрокор-Территориальные схемыГидрокор-Территориальные схемы

Территориальная схема Московской областиТерриториальная схема Московской области

Территориальная схема Волгоградской областиТерриториальная схема Волгоградской области

Схема управления отходами в Нижегородской областиСхема управления отходами в Нижегородской области

Схема управления отходами в Тамбовской областиСхема управления отходами в Тамбовской области

Комплексная программа в ИжевскеКомплексная программа в Ижевске

Качкин-Региональные операторыКачкин-Региональные операторы

МЦНПТ-Межрегиональное взаимодействиеМЦНПТ-Межрегиональное взаимодействие

МЦНПТ-Комплексные решенияМЦНПТ-Комплексные решения

ЗАО Управление отходами-Комплексные системыЗАО Управление отходами-Комплексные системы 

ГК Экомтех-Комплексные решенияГК Экомтех-Комплексные решения 

BIO Energy Holding-Многофункциональные заводыBIO Energy Holding-Многофункциональные заводы

BIO Energy Holding-Технологии мусоропереработкиBIO Energy Holding-Технологии мусоропереработки

AITECH-Управление отходами как сырьемAITECH-Управление отходами как сырьем

TOMRA-Автоматическая сортировкаTOMRA-Автоматическая сортировка

Smart Resources-Утилизация ЭТЛSmart Resources-Утилизация ЭТЛ

WEHRLE Umwelt-Очистка фильтратов полигоновWEHRLE Umwelt-Очистка фильтратов полигонов

 

Заказчикам услуг по обращению с ТКО

- Создание эффективной системы сбора и накопления отходов

- Организация своевременного движения и учета документов

- Внедрение системы управления отходами как сырьем 

заказчикам - заботу

Поставщикам услуг по обращению с ТКО

- Комплексные экологические решения

- Развитие резервов профильных мощностей

- Повышение эффективности операционной деятельности

операторам - работу

 
Федеральная служба по надзору в сфере природопользование во исполнение ч. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» начала работу по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
 

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Для постановки на учет юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия на окружающую среду (далее ОНВ), необходимо подать заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора).

Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке на учет заполняется в отношении каждого объекта отдельно.

При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет установлено, что объект подлежит региональному уровню контроля, заявка в течении 5 рабочих дней направляется  в соответствующее территориальное управление Росприроднадзора или в отраслевой орган исполнительной власти субъекта РФ.

Управление Росприроднадзора или иной уполномоченный орган исполнительной власти, согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональный реестры ОНВ в течении 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет.

- Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"


- Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"


- Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40808)


- Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40963)

 
 
 
01 сентября 2016 г. вступило в силу Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления. Соглашение заключено во исполнение поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. от 23.12.2015  № Пр-2684 и утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1646-р.

 

В соответствии с Соглашением Правительство Московской области принимает следующие полномочия Росприроднадзора в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления:

1. Осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

2. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

3. Осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

4. Осуществление приема от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

5. Организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

6. Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

7. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с законодательством, в том числе, осуществление лицензионного контроля.

8. Участие в ведении государственного кадастра отходов, участие в проведении работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности и подтверждении отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.

9. Осуществление приема деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

10. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.

11. Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), установление предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

12. Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, установление лимитов на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

 

Примечание!

В соответствии с пунктом 2.8 Соглашения, Лицензионный контроль в отношении соискателей лицензий и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основании полученной лицензии исключительно по транспортированию отходов I - IV классов опасности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

новости РОСПРИРОДНАДЗОРА

 
 
С 15 июня 2016 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"
 


Рассматриваемые Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В рамках Правил предусматривается, что коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:

- твердых коммунальных отходов в местах их накопления (сортированных, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов)

- твердых коммунальных отходов, собираемых и транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), и транспортируемых с таких объектов.

На регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами возлагается обязанность по ежемесячному представлению в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, Правилами определяется порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов.

Кроме того, на владельцев объектов, используемых для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, возлагается обязанность в течение 1 года оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

При этом Правилами предусматривается, что на указанные средства изменения должен быть получен акт о допуске средства измерения к эксплуатации.

новости РОСПРИРОДНАДЗОРА

 
 
5 июня 2016 года вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 16 марта 2016 года № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» 

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию, в числе прочего, подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В целях реализации данных положений данным Приказом утверждены следующие формы:

  • заявление о предоставлении лицензии согласно приложению;
  • заявление о переоформлении лицензии согласно приложению;
  • заявление о предоставлении дубликата лицензии согласно приложению;
  • заявление о предоставлении копии лицензии согласно приложению;
  • заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности согласно приложению;
  • уведомление об отказе в предоставлении лицензии согласно приложению;
  • уведомление об отказе в переоформлении лицензии согласно приложению;
  • уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов согласно приложению;
  • выписка из реестра лицензий согласно приложению;
  • реестр лицензий согласно приложению.

Действующий в настоящее время Приказ Росприроднадзора от 30 ноября 2011 года № 885 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности», регулирующий аналогичные правоотношения, признается утратившим силу.

 новости РОСПРИРОДНАДЗОРА

 

Руководитель Росприроднадзора поручил начальникам территориальных управлений Службы взять под личный контроль выдачу лицензий по работе с отходами.

13 мая 2016 года Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров провел в Ханты-Мансийске совещание с руководителями территориальных органов Росприроднадзора, посвященное вопросам лицензирования обращения с отходами.

С 1 июля текущего года все хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, должны в обязательном порядке иметь соответствующую лицензию. По экспертными оценкам Росприроднадзора, общее количество ожидаемых заявлений на выдачу или переоформление лицензии должно составить около 20 тысяч. На сегодняшний день в территориальные органы Росприроднадзора обратилось порядка 40% от ожидаемого количества заявителей.

В целях оптимизации процедуры лицензирования Росприроднадзором принят приказ от 31.12.2015 № 1082 о сокращении сроков рассмотрения заявок на получение лицензии до 30 рабочих дней. В связи с этим для своевременного рассмотрения материалов об оформлении (переоформлении) лицензии Росприроднадзор рекомендует подать необходимые документы до 1 июня 2016 года.

Руководители территориальных органов Росприроднадзора доложили о проблемных вопросах, с которыми сталкиваются при осуществлении полномочий по предоставлению услуги по лицензированию деятельности с отходами.

По итогам совещания руководителям территориальных органов Росприроднадзора поручено в течение недели провести совещания по лицензированию работы с отходами на базе региональных Торгово-промышленных палат с участием крупного бизнеса, отраслевых организаций, соискателей лицензии. Также должны быть организованы прием и консультирование заявителей по вопросам лицензирования (не реже 1 раза в неделю) и организованы телефонные «горячие линии».

Кроме того, во всех регионах до 1 июля будет увеличена численность сотрудников отделов, осуществляющих предоставление государственной услуги по лицензированию, за счет перераспределения имеющихся специалистов. Руководителям территориальных органов Росприроднадзора поручено взять на личный контроль предоставление этой госуслуги. «В случае срыва сроков рассмотрения материалов и необоснованных отказов в предоставлении/переоформлении лицензии руководители территориальных органов понесут персональную ответственность», - отмечается в поручении Руководителя Росприроднадзора по итогам совещания.

новости РОСПРИРОДНАДЗОРА 

 

31 марта 2016 года - департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Материалы третьего Межрегионального круглого стола по координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами по реализации положений законов «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

21 февраля 2016 года, вступает в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 554
 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

На основании пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Рассматриваемым Приказом утверждена соответствующая форма.

В рамках формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, предусматривается предоставление сведений:

о заявителе;
об объекте;
о воздействии объекта на окружающую среду;
о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды;
о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

При этом Приказ Минприроды России от 26 октября 2011 года № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и Приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 года № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» утрачивают силу.

РОСПРИРОДНАДЗОР

 

 

Интервью Артема Сидорова «Российской газете».

Ежегодно Росприроднадзор выявляет тысячи нелегальных свалок. Как выиграть войну с "серыми" мусоровозами, приучить россиян к раздельному сбору отходов и зачем в Минприроды России стоят мусорные контейнеры, "РГ" рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров.

 

Артем Георгиевич, приведу личный пример. Около моего дома образовалась дикая свалка. Днем она закрыта, машины выгружают мусор ночью. Инспектор Росприроднадзора работает до 18.00, ночью он не дежурит. К кому обращаться?

Артем Сидоров: Могу предложить простой алгоритм действий. У нас на сайте Росприроднадзора есть электронная форма для прямого обращения к руководителю. Буквально в два "клика" можно написать письмо, не надо связываться с почтой, самому куда-то ходить.

А дальше в течение суток это обращение поступает к нам, наши специалисты или сами принимают необходимые меры реагирования, или (если это не наш вопрос) переправляют его в другое ведомство. Ситуация с мусором действительно самая обширная и проблемная тема. Более половины всех обращений граждан к нам так или иначе связаны с отходами.

 

Как я понимаю, вся проблема в том, что контроль над процессом вывоза и утилизации отходов сегодня откровенно слаб...

Артем Сидоров: Тут вот в чем проблема. У нас, например, до последнего времени транспортировка отходов никак не лицензировалась. Изначально расчет был на добропорядочность хозяйствующих субъектов. Но...

На практике существенный сегмент этого рынка заняли недобросовестные, стихийные участники. Они не регистрируются в качестве юрлиц или Индивидуальных предпринимателей и не платят налоги, не разрабатывают экологическую документацию. Вывозят отходы на необорудованных транспортных средствах туда, куда им удобно.

Работает это просто: "серые" перевозчики часто за наличные деньги перевозят отходы неизвестно куда - частично на полигоны, платя непосредственно каким-то дельцам налом, частично просто вываливают этот мусор где придется, прикарманивая все деньги. В итоге рентабельность теневого бизнеса, связанного с отходами, лишь немного проигрывала доходам от наркотрафика. Чтобы изменить ситуацию, сегодня вводится лицензирование всех этапов деятельности с отходами от сбора до захоронения и утилизации. Собственно, на это и направлены инициативы правительства, поддержанные законодателем. Так что сегодня мы все находимся на этапе перехода к принципиально новым механизмам государственного экологического регулирования.

 

И как обстоят дела?

Артем Сидоров: Срок лицензирования деятельности по работе с отходами продлили до 1 июля 2016 года. Это потребовалось, поскольку примерно из 20 тысяч организаций, которые должны пройти процедуру, по состоянию на середину декабря обратилось всего около 20 процентов.

Надеюсь, что теперь все заинтересованные в лицензиях и добросовестные природопользователи успеют получить лицензии. Всем остальным придется уйти с рынка.

 

Ежегодно в России образуется более 5 млрд тонн отходов. Сколько из них удается переработать, обезвредить и утилизировать? Куда девается остальной мусор?

Артем Сидоров: Знаете, что удивительно? Мы стоим на пороге революции, которую мало кто замечает.

Эта революция заключается в применении качественно нового и абсолютно прозрачного подхода к обращению с отходами. Мы создали госреестр объектов размещения отходов, все виды отходов включены в федеральный классификационный каталог отходов, то есть каталогизированы. Все это позволит нам навести порядок в этой сфере.

Например, создание реестра и лицензирование всех видов работ с отходами фактически дает старт активизации работ по закрытию так называемых санкционированных свалок, которые в том числе осуществляют свою деятельность на территории городов. Опять же по статистике в целом по России доля использованных и обезвреженных отходов по отношению к образованным составляет около 45 процентов. Но понятно, что после принятия новых законов эта цифра будет расти.

Поэтапно вводится запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.

 

Сколько мусорных полигонов сегодня в России? Хватает?

Артем Сидоров: В государственный реестр объектов размещения отходов включено около 4 тысяч объектов. Так называемая общая остаточная вместимость полигонов размещения отходов (то есть сколько они еще могут принять твердых коммунальных отходов) составляет 1,7 миллиарда тонн. Если сравнить с тем, сколько отходов производится, то понятно, что ситуация достаточно напряженная.

Хотя она не везде одинаковая. Чуть лучше обстоит дело с размещением отходов в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. А наиболее остро проблема стоит в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах.

 

Сегодня многие полигоны уже исчерпали свои возможности и должны быть закрыты. Как потом можно использовать эту территорию? Например, можно ли строить жилые дома рядом с бывшими свалками?

Артем Сидоров: Рекультивация закрытых полигонов - это большая и комплексная работа. Главная цель - улучшение экологической ситуации. Чтобы эту территорию можно было использовать дальше, чтобы она не превратилась в мертвую зону. В зависимости от того, где находится полигон, и других его особенностей может быть выбрано сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное и строительное направление рекультивации.

Например, после закрытия полигона в г. Осло (Норвегия) на одной части территории управляющая организация благодаря использованию установок по компостированию, сепарации и извлечению газа получает газ из 200 скважин полигона. А другая часть территории благоустроена и превращена в поле для гольфа.

Положительный опыт есть и у нас. На территории Москвы, в Новопеределкино, на месте свалки появилась насыпная гора, где расположился крупный центр зимнего отдыха в Москве для горнолыжников и сноубордистов.

 

Россия анонсировала переход к новой экологической политике: максимальному сокращению захоронения отходов с акцентом на переработку и вовлечению их в хозяйственный оборот. Получается?

Артем Сидоров: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предполагает, во-первых, создание развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии. А во-вторых, стимулирование процессов модернизации производства, сокращение образования и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств. Основы государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года устанавливают приоритет переработки отходов над их захоронением. Т.е. через 15 лет, а лучше раньше, мы должны перерабатывать более 50 процентов отходов. Поэтапно вводится запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. И в регионах ситуация уже начинает меняться. В качестве успешных проектов можно назвать Астраханскую, Курскую или, например, Тюменскую области.

В Астрахани с 2011 года реализуется региональная программа по созданию комплексной системы обращения с отходами. Пока введены в эксплуатацию 1 объект по использованию отходов, 1 объект по сортировке отходов, а также 1 объект захоронения отходов. Благодаря мусоросортировочному комплексу сегодня большая часть твердых бытовых отходов, образующихся в области, проходит перед захоронением сортировку. Это бумага, пластик, металлы, синтетика, резина и медицинские отходы и т.д. В Курской области на полигоне в Железногорске организована работа по обработке и сортировке поступающих отходов (все виды пластика и полимеров, картон и макулатура, стекло и стеклобой, алюминиевая и жестяная банка), что позволяет на 10 процентов (по массе) снизить количество захораниваемых отходов и продлить ресурс полигона минимум на 6 лет. Одновременно идет подготовка к строительству мусоросортировочного комплекса мощностью 200 тыс. кубометров/год в Курске.

 

Частные инвесторы идут в эту сферу?

Артем Сидоров: Понятно, что бизнес пойдет только туда, где он будет видеть свой интерес и свою выгоду. При этом желательно быструю.

Инвесторы в экологическую сферу не очень-то и вкладываются, потому что окупаемость здесь только через многие годы, может быть, появится. Быстрых и легких денег здесь нет, поэтому найти инвестора очень трудно.

Для меня очевидно, что государство должно стимулировать бизнес заходить именно в те сферы, которые мы определяем как общественно значимые. Как, это другой вопрос: налоговые каникулы, дотации или как-то еще должны определять экономисты.

 

Сегодня много говорится о зеленых технологиях и инновациях в этой сфере. Тем не менее такая простая вещь как пункт раздельного сбора мусора все еще остается диковинкой даже в столице. Как вы намерены решать эту проблему? Может, отказаться от мусоропроводов в домах?

Артем Сидоров: Европейские страны, давно перешедшие к раздельному сбору мусора, довольно быстро добились результата, активно используя метод кнута и пряника.

Для тех граждан, кто не перешел на раздельный сбор мусора, были резко подняты тарифы и налоги. А с другой стороны, был простимулирован бизнес, чтобы ему выгодно было заняться переработкой этого мусора.

Мы пока идем другим путем, пытаясь повышать сознательность граждан и экологическую культуру. Общественное давление, публичное порицание за нарушения экологических норм - это тоже действенный способ воздействия.

В минувшем году прошел первый Всероссийский экологический детский фестиваль под девизом: "Дети России за сохранение природы!", прошел первый Всероссийский экологический детский фестиваль "Экодетство".

Я глубоко убежден, что необходимо развивать институты общественного контроля за чистотой окружающей среды, разного рода добровольческие организации в этой области. Сегодня на общероссийском уровне надо сделать так, чтобы быть экологом, заботиться о родной природе стало модным в молодежной среде, чтобы это стало образом жизни россиян.

Идти к этой цели можно, используя стратегию малых шагов. По нашей инициативе, например, в здании Минприроды России внедрен раздельный сбор отходов. В здании и рядом установлены мусорные контейнеры для раздельного сбора отходов с разделением по видам отходов - пластик, бумага, стекло и металл.

В то же время успешное построение комплексной системы экологической безопасности возможно только при консолидации усилий властей всех уровней с экспертным сообществом, бизнесом, общественными организациями и неравнодушными гражданами. Чтобы забота об окружающей среде, а в конечном итоге о том мире, в котором мы живем, стала делом каждого. И, я убежден, так и будет.

 

А как у них?

В других странах на месте старых мусорных полигонов чаще всего разбивают парки. Так, чрезвычайно популярен у туристов парк цветов "Холм птиц" во французском городе Кан. Парк занимает площадь в 17 гектаров и по праву считается одним из лучших образчиков ландшафтного дизайна.

В одном из округов Нью-Йорка, на острове Статен-Айлен (Staten Island), на месте городской свалки площадью 8903 квадратных километров создается гигантский парк. По замыслу авторов, размерами он превысит центральный парк Нью-Йорка. На расчистку территории от 150 миллионов тонн мусора, которые поднимаются выше 70 метров, потребуется не менее 30 лет работы и не менее 200 миллионов долларов. Но главное - начать. За 10 лет - с 2001 по 2011 год - удалось создать небольшую часть парка со своей экосистемой.

Другой известный парк, получивший множество наград, расположен на месте бывшей свалки в Валь-ден Джоан (Испания). В 1974 году это место выделили под отходы Барселоны и ее окрестностей. За 25 лет здесь образовалось свыше 20 миллионов тонн мусора, слой которого в некоторых местах достигал 100 метров. В 1999 году было принято решение преобразовать свалку в общественный парк, который обошелся в 26 миллионов евро.

А Калифорнии не пришлось сильно тратиться, чтобы создать свой знаменитый стеклянный пляж. Здесь, около города Форт-Брэгг, находится пляж из миллионов разноцветных стеклышек. В 1940-х годах сюда привозили весь мусор из города.

Позже территория была очищена от крупных отходов, однако не от битого стекла. Однако природа сама решила эту проблему, вода сточила осколки до разноцветной гальки. И теперь это одно из самых излюбленных мест американцев.

Кроме того, из мусора можно получать тепло и электричество. В Дании первая комбинированная станция на бытовых отходах по производству тепла и электроэнергии была построена еще в 1903 году в Фредериксберге. Сейчас их там уже четыре.

Выводимый из отходов биогаз в Европе уже давно отсасывают и преобразуют в электроэнергию. Энергоснабжающие организации обязаны покупать добытый таким образом метан. Это утверждено законодательно.

 

Источник: Пресс-служба Минприроды России 

 

30 декабря 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Срок лицензирования деятельности по по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, продлен до 01 июля 2016 года.

 

На официальном сайте Российской Газеты опубликован текст Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

"О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 7, - Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы, составляющие лицензируемую деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление деятельности по сбору отходов без лицензии не допускается.

 

 

 

09 декабря 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Принято решение о продлении до 1 июля 2016 года срока обязательного лицензирования, а также о необходимости скорейшего завершения министерствами работы по формированию соответствующих регламентов и процедур.

Александр Хлопонин провёл совещание о лицензировании деятельности по обращению с отходами. 

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства отметил, что в 2015 году в России положено начало формированию современной и эффективной отрасли по обращению с отходами. В соответствии с поправками, внесёнными в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2016 года вводится обязательное лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами.

В настоящее время на рынке работает свыше 20 тыс. организаций, которые должны получить соответствующие лицензии, – от компаний, перевозящих отходы, до крупных промышленных холдингов. Однако, по словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог. Также Росприроднадзор и Роспотребнадзор используют разные критерии для отнесения отходов к классам опасности, в результате чего требуются дополнительные согласования.

В этой связи Александр Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик.

По итогам совещания принято решение о продлении до 1 июля 2016 года срока обязательного лицензирования, а также о необходимости скорейшего завершения министерствами работы по формированию соответствующих регламентов и процедур.

В совещании приняли участие представители Минприроды, Минэкономразвития, Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

 

07 октября 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Правительство утвердило положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (Постановление правительства РФ № 1062 от 03 октября 2015 года). 

 

Лицензионным положением определены:

порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами;

- перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности;

- лицензирующий орган - Росприроднадзор;

- лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату на основании требований федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»;

- перечень грубых нарушений лицензионных требований;

- перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии;

- перечень сведений, необходимых для переоформления лицензии в случае намерения лицензиата заниматься лицензируемой деятельностью по адресу, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности.

 

02 октября 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Подготовлен проект Федерального закона №888647-6 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Законопроектом предлагается перенести срок вступления в силу с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года целого ряда положений Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», касающихся, в частности:

- полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также отдельных полномочий РФ в области обращения с отходами;

- требований в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов;

-требований к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами.

Кроме того, предлагается отложить срок вступления в силу порядка регулирования деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами

 

 

01 октября 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Вступление в силу основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами запланировано на 1 января 2016 года.

Проект Постановления Правительства РФ "О ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"

Утверждаемыми основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами определяется, в частности, что цены на услуги, оказываемые регулируемыми организациями в сфере обращения с ТКО, определяются по соглашению сторон, но не выше предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- тарифы на обработку ТКО, на их обезвреживание и захоронение.

Тарифы в сфере обращения с ТКО рассчитываются в соответствии с утверждаемыми методическими указаниями. Тарифы в сфере обращения с ТКО могут устанавливаться дифференцировано по категориям (группам) потребителей, в том числе проживающих в индивидуальных и многоквартирных домах, муниципальным образованиям, технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

При регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод индексации.

Определяются также особенности определения необходимой валовой выручки и тарифа на оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

 

 

14 августа 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

РОСПРИРОДНАДЗОР вынес на общественное обсуждение и проведение антикоррупционной экспертизы проект приказа "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".

Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью реализации статьи 16 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Проект приказа разработан в целях реализации подпункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и  утверждения форм, используемых при осуществлении нового лицензируемого вида деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования размещен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».

Издание приказа не потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Приказ не содержит положений, предусмотренных пунктом 3 (1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895; 2012, № 52,ст. 7491) в связи с чем не подлежит направлению в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия. Скачать формы заявлений на оформление лицензий на отходы в 2015 году.

 

 

25 июня 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Совет Федерации РФ одобрил проект поправок в Федеральный закон № 458-ФЗ. В новой редакции природоохранного законодательства устранены правовые коллизии, связанные с нарушением последовательности действий при осуществлении Государственного регулирования, в области охраны окружающей среды. В соответствии с утвержденной редакцией закона: 

  • Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
  • Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии не допускается. Скачать полный текст поправок в лицензирование отходов

 

 

18 июня 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства РФ № ДМ-П13-48пр от 1 июня 2015 года, в отношении отдельных неналоговых платежей предпринимателей и организаций вводится мораторий до 1 января 2019 года. Кроме этого, дополнительно будет проработан вопрос о переносе сроков вступления в силу отдельных положений законодательных актов РФ в сфере охраны окружающей среды, в частности предлагается:

  • установить норматив утилизации в отношении всех категорий товаров в размере 0%, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также групп товаров, по которым уже осуществляется утилизация;
  • отложить введение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на такие сбросы в централизованные системы водоотведения, ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработки и утверждения планов снижения сбросов;
  • перенести сроки создания резервов материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных и критически важных объектов;
  • сохранить коэффициент 0,3 при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранить действие ранее выданных бессрочных и срочных лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, предусмотрев возможность их переоформления (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 года).

Административная отсрочка в отношении некоторых положений природоохранного законодательства, не распространяет свое действие на порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, который вступает в силу с 01 июля 2015 года.

Важно отметить, что предприятиям, добросовестно осуществляющим деятельность по обращению с отходами, будет предоставлен переходный период до 01.01.2016 года, в течение которого они смогут оформить всю необходимую распорядительную и лицензионную документацию. Законопроект о переходном периоде № 766079-6

 

 

01 июня 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами вступают в силу с 1 июля 2015 г. Скачать доработанный, по результатам публичного обсуждения, текст законопроекта «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»

 

Разработанные положения, позволят усовершенствовать существующую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами. В систему Государственного регулирования вновь будет возвращена деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, которая была упразднена в июне 2012 гг. Законодательно определен еще один вид деятельности – обработка отходов, который также будет подлежать лицензированию.

Вовлечению отходов в хозяйственный оборот на территории регионов будет способствовать предусмотренная законом территориальная схема в области обращения с отходами. Схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Принимаемые меры по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами производства и потребления должны способствовать формированию замкнутых циклы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, а новые экономические инструменты позволят перейти к целостной экономической модели, обладающей мощным ресурсосберегающим и ресурсовозобновляющим эффектом.

 

 

09 февраля 2015 года - Департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"

 

 

29 декабря 2014 года - департамент правовой поддержки РОСТТЕХ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Владимир Путин, подписал Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ.

Нормы регулирующего воздействия Закона № 458-ФЗ, определяют новые доктринальные принципы государственного регулирования природоохранной деятельности в форме лицензирования деятельности, связанной с обращением с отходами 1-4 классов опасности.

Получить нужные ответы, Вы можете по телефону+7 (495) 796-06-90 или отправив заявку в адрес нашей организации:

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

В рамках информационной и правовой поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, ООО «ГК «РОСТТЕХ», предоставляет разъяснения по порядку организации и осуществления лицензирования деятельности, связанной с обращением с отходами.

 

1.     ОПИСАНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.1.   Государственное регулирование в форме лицензирования.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, в порядке установленным постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

1.2. Срок переходного периода для организации лицензирования.

Срок обязательного лицензирования деятельности по обращению с отходами истекает 01 июля 2016 г. После 01 июля 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, без лицензии не допускается (часть 3.1. Статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ, в редакции пункта "б" части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ).

Примечание!

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, полученные до 01.07.2015 г., сохраняют свое действие до 01.01.2019 г.

 

1.3. Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 г. № 1062, лицензируемую деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности, составляют следующие виды работ: сбор (прием и поступление) отходов I-IV классов опасности, транспортирование (перемещение за границы участка образования) отходов I-IV классов опасности, обработка (сортировка, разборка, очистка, подготовка) отходов I-IV классов опасности, утилизация (рециклинг, регенерация, рекуперация) отходов I-IV классов опасности, обезвреживание (сжигание) отходов I-IV классов опасности, размещение (хранение, захоронение) отходов I-IV классов опасности.

 

1.4. Участники лицензирования.

1.4.1. Обязаны получить лицензию:

- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (соискатели лицензии), 

- Лицензиаты, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (полученные до 04.05.2011 г.),

- Лицензиаты, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (полученные до 28.06.2012 г.).

1.4.2. Обязаны переоформить лицензию:

- Лицензиаты, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I - IV классов опасности, на основание лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (полученные до 01.07.2015 г.). 

1.4.3. Обязаны осуществить лицензирование:

-  Управления РОСПРИРОДНАДЗОРА по субъектам РФ,

-  Департаменты РОСПРИРОДНАДЗОРА по федеральным округам РФ.
Примечание!

1) При осуществлении лицензируемой деятельности на территории менее трех федеральных округов, соискатель лицензии, лицензиат вправе самостоятельно определить лицензирующий орган, из тех территориальных органов РОСПРИРОДНАДЗОРА, на территории которых планируется осуществление лицензируемого вида деятельности.

2) При осуществлении работ, составляющих лицензируемую деятельность на территории трех и более федеральных округов, соискатель лицензии и лицензиат предварительно направляет запрос в центральный аппарат РОСПРИРОДНАДЗОРА для определения территориального органа, который будет предоставлять государственную услугу.

 

1.5. Действие лицензии.

1.5.1. В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - лицензия действует бессрочно.

1.5.2. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Примечание!

1) В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и соответствует лицензионным требованиям. Таким образом в лицензии, в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указывается адрес места нахождения объекта, который имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные и используется соискателем лицензии или лицензиатом для организации и выполнения работ, составляющих лицензируемую деятельность (может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата).

2) Местом осуществления лицензируемой деятельности, не может быть город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом.

 

2.     ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Общие требования к соискателям лицензий и лицензиатам.

2.1.1. Для получения лицензии на осуществление работ, составляющих лицензируемую деятельность по обращению с отходами, соискатель лицензии (лицензиат) предоставляет в лицензирующий орган заявление о предоставление лицензии, соответствующее положениям частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Примечание!

До вступления в законную силу, Приказа «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, требования к заявлениям и приложениям к ним, определяются в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 30.11.2011 № 885.

 

2.1.2.  К заявлению прилагаются документы, предусмотренные частью 3 статьи 13 № 99-ФЗ и пунктом 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

2.1.3. Положениями подпункта «б» пункта 5 постановления Правительства РФ № 1062 и содержанием абзаца 9 пункта 2 статьи 40 Федерального закон № 52-ФЗ, предусмотрено, что обязательным условием для получения лицензии является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемую деятельность по обращению с отходами.

2.1.4. В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 постановления Правительства РФ № 1062, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих профессиональную подготовку (трудовые договоры штатных сотрудников, допущенных к обращению с отходами I - IV классов опасности и свидетельства на право работы с отходами I - IV классов опасности).

2.1.5. В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 постановления Правительства РФ № 1062, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностных лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности (приказы о назначении должностных лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами и свидетельства (сертификат) о повышении квалификации по обращению с отходами должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами).

 

2.2. Требования к отдельным видам деятельности.

2.2.1. Для получения лицензии на сбор отходов I - IV классов опасности, обязательно предоставляются документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание использования, для осуществления лицензируемой деятельности помещение, здание, сооружение и иных объектов.

- свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;

- договор аренды на помещения, здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов);

- разрешение на строительство;

- акт ввода в эксплуатацию.
Примечание!

При намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизации, обезвреживание отходов I - IV классов опасности) с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия "место осуществления лицензируемого вида деятельности", которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

 

2.2.2. Для получения лицензии на транспортирование отходов I - IV классов опасности, в лицензирующий орган предоставляются документы, подтверждающие наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств:

- ПТС на автотранспорт

- Диагностические карты транспортных средств;

- Договора аренды транспортных средств.
Примечание!

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона 89-ФЗ, порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности определяется правилами перевозки опасных грузов и предусматривает дифференцированные требования безопасности, предъявляемые к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов. Таким образом, осуществление лицензируемой деятельности, в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждается наличием:

- ДОПОГ (Дорожная перевозка опасных грузов) - свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов;

- Комплект АДР – обязательный набор вспомогательных средств и оборудования, для транспортного средства, перевозящего опасный груз.

 

2.2.3. Для получения лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, в лицензирующий орган предоставляются документы, подтверждающие:

- право собственности или иное законное основание использования, для осуществления лицензируемой деятельности помещений, зданий, сооружений и иных объектов (Свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений; Договор аренды на помещения, здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов); Разрешение на строительство; Акт ввода в эксплуатацию);

- наличие оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок (Договор купли-продажи оборудования или специальных установок; Договор аренды оборудования или специальных установок; Транспортные накладные).
Примечание!

1) Обязательным условием для получения лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, является наличие положительного Заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на объекты ГЭЭ, в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе».

2) Осуществление лицензируемой деятельности по размещению отходов, допускается при наличии Заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего соответствие места осуществления деятельности по размещению отходов требованиям статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

 

3.     ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

3.1. Последовательность и сроки проведения административных процедур.

3.1.1. Проверка комплектности - 3 рабочих дня, в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ.

- При некомплектности документов, лицензирующий орган направляет заявителю уведомление о необходимости устранить нарушения. Срок устранения выявленных нарушений, составляет 30 рабочих дней, в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ.

- При комплектности, документы переходят в стадию лицензионного контроля, который включает в себя документарную проверку (срок проведения 10 рабочих дней) и выездную проверку (срок проведения 20 рабочих дней).

3.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ, срок проведения каждой из проверок, не может превышать 20 рабочих дней.
Примечание!

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

 

3.2. Предмет лицензионного контроля.

3.2.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предметом документарной проверки является проверка сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

3.2.2. В соответствии с частью 11 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ, при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

3.2.3. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предметом внеплановой выездной проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, и наличие работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

3.2.4. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального Закона № 294-ФЗ, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Примечание!

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, к лицензионным требованиям не могут быть отнесены:

- требования о соблюдении положений законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом,

- требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта,

- требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции,

- требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

 

3.3. Основания для отказа в предоставление лицензии.

3.3.1. В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона № ФЗ-99, основаниями для отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3.3.2. В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона № ФЗ-99, в случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, уведомляет заявителя об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.
Примечание!

В соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов.

 

3.4. Сроки оформления и переоформления лицензий.

3.4.1. Срок оформления лицензии, составляет 45 рабочих дней, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 99-ФЗ.

3.4.2. Срок переоформления лицензии, в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, составляет 10 рабочих дней, в соответствии с частью 16 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ.

3.4.3. Срок переоформления лицензии, в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, составляет 30 рабочих дней, в соответствии с частью 17 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ.
Примечание!

В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ № 1062, за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

- Государственная пошлина за предоставление лицензии, составляет 7500 рублей;

- Государственная пошлина за переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, составляет 3500 рублей;

- Государственная пошлина за переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частью 16 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, составляет 750 рублей;

- Государственная пошлина за предоставление (выдача) дубликата лицензии, составляет 750 рублей.

- Сведения о конкретной лицензии предоставляются территориальными органами РОСПРИРОДНАДЗОРА бесплатно.

Компания РОСТТЕХ предоставляет весь спектр юридических и консультационных услуг по оформлению лицензионной и разрешительной документации. Специалисты нашей компании обладают доктринальными знаниями лицензионного законодательства и готовы решить задачи любой сложности.